270 участников программы «Учитель для России» поехали учить детей в школы со сложным социальным контекстом

Участники горят идеей менять жизнь детей в сёлах, деревнях и малых городах
270 участников программы «Учитель для России» поехали учить детей в школы со сложным социальным контекстом

270 участников программы «Учитель для России» поехали учить детей в региональные школы

Не каждый российский школьник имеет возможность получить высшее образование, качественные знания, желаемую профессию. Меньше всего возможностей у учеников школ со сложным социальным контекстом, тех, кто учится в селах, деревнях или малых городах. С 2015 года участники программы «Учитель для России» (реализуемой благотворительным фондом “Новый учитель”) при поддержке Сбербанка и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в Будущее» стремятся сделать так, чтобы дети вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий могли достигать своих самых смелых целей. Рассказываем о программе и ее результатах в 2021 году.

«Учитель для России» — аналог международной модели

Основа модели Teach for all уже успешно работает в 60 странах мира. Суть в том, что выпускники и лидеры престижных вузов проходят профессиональную переподготовку и серьезный отбор на участие, а после на два года становятся учителями в школах сел, деревень и малых городов. Их задача — не только обучать детей, но и помогать им найти мотивацию к занятиям, поверить в себя, повысить интерес к школьному образованию и результаты учёбы.

В 2021 году программа «Учитель для России» работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя программы обучают более 30 тысяч детей. СберБанк вместе с благотворительным фондом «Вклад в будущее» являются стратегическим партнером программы.

Зачем разным специалистам ехать в село, деревню или малый город

Участники программы — люди с любым законченным высшим образованием, прошедшим профессиональную педагогическую переподготовку, которые переезжают на время программы в село, деревню или города, удаленные от столицы. Там они находят себе жилье, а программа компенсирует затраты на аренду ежемесячно. Кроме того, участники получают стипендию и зарплату начинающего школьного учителя. По московским меркам зарплата небольшая, но участники программы едут работать не ради денег.

~17 000 рублей

зарплата

20 000 рублей

стипендия

15 000 рублей

компенсация за аренду жилья

Михаил Арсланьян переехал в село Пановы Кусты, чтобы показать детям, что чтение может быть интересным.

Для этого Михаил ищет произведения, которые близки детям. Например, подростковые рассказы про ровесников его учеников, которые испытывают те же трудности.

Дети идентифицируют себя с этими героями, поэтому им интересно. А о Пушкине Михаил планирует поговорить с учениками позже, когда они до этого дорастут.

Михаил — учитель русского и английского языков, литературы и основ проектной деятельности. Он преподаёт в школе, где учится всего 20 человек.

Ирина Демидова меняет подход к контрольным в Калуге с помощью скрайбинга.

Скрайбинг — способ визуализировать большой объём информации. Ирина считает, что эта наглядная техника помогает лучше понимать и запоминать данные, а также обращать внимание не только на содержание, но и на форму.

Контрольные работы на уроках Ирины также проходят в технике скрайбинга, чтобы детям было интересно, и они не вздрагивали от фразы «Достаём двойные листочки!».

Скрайбинг — техника не только творческая, но и последовательная, поэтому развивает сразу и логическое, и креативное мышление

Малика Ахмедова учит детей позволять себе всё, что не мешает другому.

Некоторые учителя в маленьких школах делают акцент на дисциплине и требованиях. Малике, которая переехала в село Новорусаново Тамбовской области, кажется неправильным, когда в классе три человека, а ребёнок должен поднять руку, чтобы что-то спросить или выйти. Она позволяет своим ученикам всё, что не мешает другому. Например, выйти в уборную без разрешения.

Также Малика любит проводить уроки-исследования с детьми на природе. Недавно они с 7 классом пошли гулять на уроке истории. Дети сначала удивились, но Малика объяснила, что им нужно исследовать заброшенное здание

Что программа даёт детям

Победы на олимпиадах и веру в успех.

Аня Комарова поехала со своими детьми на Всероссийский турнир юных биологов, ребята взяли «бронзу». Все были убеждены, что приехать и победить с первого раза почти нереально: до турнира ребята готовились онлайн и виделись всего трижды — в отличие от команд, которые вместе играют годами. Но оказалось, что нет ничего невозможного.

Команда была в лиге «Сеньоры», в ней собираются 9 лучших команд страны

Взрослых, которые верят в них.

Преподавателю Дулме Чибаковой на уроке дети сказали, что они привыкли считать себя тупыми, потому что постоянно слышат это от взрослых. Дулма, наоборот, старается каждому ученику вселить уверенность в свои силы. Чтобы быть ближе к ребятам и лучше их понимать, она даже пригласила на чай учеников из 9 класса. Дети рассказывали, чем занимаются, о чём мечтают.

«Из всех разговоров с детьми я делаю вывод, что им не хватает взрослых, которые верили бы в них. Когда я говорю, что можно съездить в лагерь, поучаствовать в олимпиаде или поступить в университет в Тамбове, они не верят» — рассказывает Дулма Чибакова. Она переехала из родного Томска в деревню Ивано-Лебедянь в Тамбовской области, чтобы преподавать географию в местной школе и помогать детям поверить в свои силы.

Дулма не только преподаёт географию в селе Ивано-Лебедянь, но и учит детей верить в свои силы

Миссия программы

— дать каждому ребенку стать автором своей жизни, дать ему понять, что у него есть выбор и возможности, и это не зависит от того, где они родились или в какой школе учатся. Во время своей работы участники придумывают множество полезных инициатив, отвечающих проблемам среды, в которой они работают. Так за время существования программы были запущены проекты “Одинаково разные” (программа социальной адаптации детей инофонов в школе), “(В)месте” (проект преобразования школьных пространств), “Онлайн школа” (проект дистанционного образования), “Школа поддержки” (программа преображения социально-психологических служб в школах), “Директор для России” (управленческий трек, для учителей, которые становятся директорами и завучами в школах) и множество небольших инициатив, которые помогли детям развивать себя, реализовывать свои мечты и использовать свой потенциал для собственного развития. Спустя два года работы в школе 90% выпускников программы остаются работать в системе образования, продолжают ее развивать, применяя полученные знания и навыки в образовательных проектах и учебных заведениях.

Больше историй учителей

Об историях учителей и их проектах можно узнать в соцсетях программы:

https://vk.com/choosetoteachrussia

https://www.instagram.com/choosetoteach/

https://www.facebook.com/choosetoteachrussia

Поддержите программу «Учитель для России»

Поддерживая программу, вы:

  • влияет на возможность появления программы в новых регионах;
  • поддерживаете текущие и новые проекты, которые рождаются в стенах школы и напрямую влияют на мотивацию и возможности учащихся.

Оформите ежемесячное пожертвование или сделайте разовый перевод.

270 participants in the Teacher for Russia program set out to teach children at schools with a complex social context

Participants are passionate about changing the lives of children in rural settlements, villages, and small towns
270 participants in the Teacher for Russia program set out to teach children at schools with a complex social context

270 Teacher for Russia participants set out to teach children at schools in the regions

Not every student at a Russian school has access to a higher education, quality knowledge, or the profession they want. Students at schools with a complex social context and children who live in rural settlements, villages, or small towns have the fewest opportunities. Since 2015, participants in the Teacher for Russia program (implemented by the New Teacher charitable foundation), with the support of Sberbank and Sberbank Charitable Foundation Investment to the Future, have sought to make sure that all children, regardless of their place of birth and starting conditions, can realize their most ambitious goals. We talk to you about the program and its achievements in 2021.

Teacher for Russia – a counterpart to the international model

The Teach For All model is already being successfully applied in 60 countries around the world. Graduates and leaders from prestigious universities undergo professional retraining and a rigorous selection process in order to participate, and then spend two years as teachers at schools in rural settlements, villages, and small towns. Their task is not only to teach the children, but also to help them find motivation for classes and believe in themselves, as well as raising interest in school education and learning outcomes.

In 2021, Teacher for Russia operates in 95 schools across seven regions of Russia. Teachers in the program instruct over 30,000 children. SberBank and Sberbank Charitable Foundation Investment to the Future act as strategic partner of the program.

Why do different specialists go to rural settlements, villages, or small towns?

The program participants are people who have completed tertiary education and undergone professional retraining. They then move to rural settlements, villages, or towns far from the capital for the duration of the program. There they find a place to live, and the program reimburses the cost of rent every month. In addition, they receive a stipend and a new schoolteacher's salary. The salary is small by Moscow standards, but the program participants are not in it for the money.

Approx. RUB 17,000

salary

RUB 20,000

stipend

RUB 15,000

housing compensation

Mikhail Arslanyan moved to the village of Panovy Kusty to show children that reading can be interesting.

He looks for works that are close to children’s hearts: e.g., stories about teenagers his students’ age who are experiencing similar difficulties.

The children identify with these characters, so they are invested. Mikhail plans to discuss Pushkin with his students later, when they are older.

Mikhail teaches Russian and English, literature, and the basics of project work. The school he teaches at only has 20 students.

Irina Demidova is using scribing to change Kaluga’s approach to tests.

Scribing is a way of visualizing large amounts of information. Irina believes that this visual technique helps students understand and remember data better, as well as encouraging them to pay attention not only to the content, but also the form.

Tests in Irina’s classes are also taken using the scribing technique, so that the children are interested and do not flinch when they hear the phrase “get your papers out!”

In addition to being creative, scribing is also a consistent technique, which is why it simultaneously develops logical and creative thinking.

Malika Akhmedova teaches children to allow themselves anything as long as it does not distract other students.

Some teachers at small schools emphasize discipline and demands. Malika, who moved to the village of Novorusanovo in Tambov Region, thinks that is the wrong approach when there are three people in class and a child has to raise their hand to ask something or go to the bathroom. She allows her students anything as long as it does not bother other students: e.g., going to the restroom without asking for permission.

Malika also enjoys holding exploration lessons with the children outside. Recently she and her 7th grade history class went for a walk outdoors. The children were surprised at first, but Malika explained that they were going to explore an abandoned building.

How the program helps children

Victories at Olympiads and believing in success.

Anya Komarova took her children to the Russian Tournament for Young Biologists, and the kids took the bronze. Everyone was convinced that it was almost impossible to win at their very first tournament: the kids had been preparing online and had only seen each other three times — unlike other teams that had been playing together for years. In the end, it turned out nothing was impossible.

The team made the senior league, which brings together the top nine teams in the country.

The adults who believe in them.

The children told their teacher, Dulma Chibakova, that they used to think they were stupid because they constantly heard that from adults. Instead, Dulma tries to give each student confidence in their abilities. She even invited the 9th grade students to tea to get closer to the children and understand them better. The children talked about what they were up to and told her about their dreams.

“Based on the conversations I have had with the children, I have concluded that they lack grown-ups who believe in them. When I tell them they can go to camp, participate in an Olympiad, or be accepted at a university in Tambov, they do not believe me,” says Dulma Chibakova. She moved from her native Tomsk to the village of Ivano-Lebedyan in Tambov Region to teach geography at the local school and help children believe in themselves.

Dulma does not just teach geography in Ivano-Lebedyan – she also teaches the children to believe in themselves.

The program mission

is to help each child take charge of their life and understand that they have choices and opportunities that do not depend on where they were born or what school they attend. The program participants come up with a number of useful initiatives that address the challenges of the environment in which they work. The following projects were launched since the program’s inception: Equally Different (a social adaptation program for children with a foreign language background), (V)meste (play on words – together, or in [a] place. A school space transformation project), Online School (a distance education project), Support School (a school social and psychological service transformation project), Principal for Russia (a management track for teachers who become principals and deputy principals at schools), and many other smaller initiatives that help children grow, realize their dreams, and use their potential for their own development. After two years of teaching, 90% of the program graduates choose to remain in education, facilitating the development of the educational system by applying their knowledge and skills in projects and at institutions.

More teacher stories

Learn more about the program’s teachers and their projects on social media:

https://vk.com/choosetoteachrussia

https://www.instagram.com/choosetoteach/

https://www.facebook.com/choosetoteachrussia

Support Teacher for Russia

By supporting the program, you are:

  • helping expand the program to new regions
  • supporting current and upcoming projects born within the walls of the school and having a direct impact on the students’ motivation and opportunities.

Set up monthly donations or make a one-time transfer.