Удобная бухгалтерия — от 390 ₽ в месяц
Удобная бухгалтерия — от 390 ₽ в месяц
14 мая 2025⠀12 минут
Спрогнозировать продажи на старте бизнеса, оценить эффективность рекламных кампаний и отследить возможные проблемы поможет юнит-экономика. Вместе с финансовым экспертом Полиной Смазновой разбираемся, что это такое, в каких случаях нужно и как считать.
Юнит-экономика — это расчёт прибыльности базовой единицы (клиента или сделки) бизнеса. Показатели юнит-экономики важны для оценки текущей динамики бизнеса и принятия решения о масштабировании, необходимости пересмотра или закрытия, чтобы не наращивать убытки. Критерием оценки будет разница между вложениями и итоговым результатом.
В каких случаях будет полезна юнит-экономика:
При запуске стартапа. Юнит-экономика поможет оценить перспективность с точки зрения прибыльности инвестиционного проекта/стартапа. Также вы сможете рассчитать минимальную стоимость продукта, чтобы окупить затраты на его производство.
При масштабировании бизнеса. Так вы сможете понять, есть ли потенциал масштабирования бизнеса. При отрицательном юните масштабировать компанию всё равно что увеличивать убытки.
При запуске рекламной кампании. Заранее оцените запуск большой рекламной кампании, посчитайте стоимость юнита и траты на его привлечение. Оцените прибыльность каналов продаж в целом и определите минимальное количество юнитов для выхода на прибыль.
При работе с клиентами и расчёте прибыли от каждого. С юнит-экономикой вы пересмотрите пожизненную ценность клиента (LTV) и продумаете пути её повышения.
При привлечении инвесторов.Вы сможете спрогнозировать получение прибыли, например, если количество юнитов возрастёт на 5-20%. Если правильно рассчитать прибыль проекта в будущем, появится шанс привлечь поддержку и новые финансовые вливания со стороны.
Зарегистрируйте бизнес без госпошлины в Сбере. Открытие расчётного счёта и получение электронной подписи ФНС — бесплатно.
Единицей юнит-экономики является юнит. Юнит — это базовая, генерирующая доход единица, которую вы можете и хотите масштабировать.
Юнитом в бизнесе может быть что угодно: пользователи, клиенты, продажа товара или услуги, сделка. Исходите из целей компании: что именно вы можете и хотите масштабировать в своём бизнесе?
Если производите и продаёте товар, юнит — это единица продукции. Если у бизнеса подписная модель или частые повторные покупки, юнит — подписка. В консалтинговых услугах — это контракт, на аутсорсе с продажей ресурсов по часам — человеко-час.
Исходя из анализируемого юнита, будут меняться метрики, формулы расчётов прибыльности бизнес-юнита. Например, для digital-проектов актуально рассматривать в качестве юнита подписчика. Будут иметь значение его LTV (Lifetime Value), то есть время, в течение которого пользователь будет приносить доход, а также CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения клиента.
Для бизнеса, предлагающего товары и услуги, важным параметром является маржинальность продажи, которая считается так:
маржинальная прибыль (это выручка минус себестоимость) / выручка
Какие показатели считают в юнит-экономике:
CAC (Customer Acquisition Cost) ― цена привлечения одного покупателя, сколько денег потрачено на то, чтобы человек стал клиентом.
LTV (Lifetime Value) ― доход от пользователя за определённый период: день, месяц или год.
UA (User Acquisition) — количество привлеченных пользователей, не обязательно клиентов. Например, это все посетители сайта, которые перешли на него после рекламы, не только те, кто что-то купил.
CTR (Click-through Rate) — показатель кликабельности. Говорит о том, сколько человек увидели рекламу и кликнули по ней.
CR (Conversion Rate) ― показатель конверсии. Показывает, сколько процентов потенциальных клиентов совершают нужные действия: например, оставляют заявку или подписываются на рассылку.
ARPPU (Average Revenue per paying user) ― доход на пользователя. Показывает, какой доход компания получает с одного пользователя за определённый период.
APC (Average Payment Count) — среднее число покупок.
AvP (Average Price) — средний чек.
CPA (Cost per Action) ― цена за целевое действие.
MR (Marginal Revenue) ― маржинальный доход, заработок за определённый период ― месяц или квартал.
Ключевым моментом является выбор правильного подхода к расчётам для конкретного бизнеса. Существует две модели для расчётов юнит-экономики: клиентская и транзакционная.
Самая общая формула выглядит так:
LTV = Средний чек х Количество продаж CAC = Сумма расходов на привлечение клиентов / Количество клиентов «Качество» клиента = LTV / CAC
Последний показатель демонстрирует, насколько затраты на привлечение клиента окупаются, то есть насколько финансово он выгоден компании. Хорошим показателем в среднем считается LTV/CAC >3, но это значение может немного варьироваться в зависимости от отрасли. Дальше покажем, как рассчитать юнит-экономику на примере.
1. Определите общую сумму расходов/бюджет на привлечение клиентов
Например, это 35 000 рублей. В случае онлайн-рекламы эта сумма может включать в себя затраты на таргет или оплату услуг инфлюенсера. Если у вас в штате нет человека, который запускает рекламные кампании, и приходится разово привлекать специалиста, закладывайте в бюджет и оплату его труда.
В случае с офлайн-рекламой в бюджет на рекламу будет закладываться оплата размещения (например, на билборде или стенде в ТЦ), печати (если это рекламные листовки) и оплата привлечённого сотрудника, например промоутера.
2. Определите число привлечённых клиентов
10 клиентов. В этом случае вы считаете только тех людей, которые пришли и совершили покупку товара или услуги.
Также можно измерить количество посетителей, пришедших после рекламы, и попробовать проанализировать, на каком этапе их что-то оттолкнуло от совершения покупки: это может быть, например, неудобный дизайн сайта, непонятный каталог ― в случае онлайн ― или плохое обслуживание в офлайн-компании.
3. Поделите бюджет на количество клиентов — получится CAC
Это стоимость привлечения одного клиента: 35 000 / 10 = 3500 рублей.
4. Посчитайте общую выручку
Она может быть разной.
Допустим, у вас салон красоты, где средний чек ― 2000 рублей, клиенты ходили к вам каждый месяц на протяжении полугода. Тогда 2000×10×6 = 120 000 рублей.
Можно посчитать средний чек для каждого клиента или группы клиентов, если разброс трат большой. Например, 30% клиентов могут записываться на набор услуг, особенно если вы предлагаете какие-то акции, а 70% делают только маникюр. Средний чек для двух этих групп будет разным.
5. Разделите сумму общей выручки на количество клиентов — найдите LTV
120 000 / 10 = 12 000 рублей.
Столько денег в среднем вам принесёт один привлечённый клиент, пока будет пользоваться вашими услугами.
6. Этот показатель разделите на стоимость привлечения одного покупателя (CAC), и вы узнаете, насколько затраты на привлечение клиента окупаются. В широком смысле это и есть юнит-экономика. Расчёты можно усложнять, применять разные подходы и модели.
12 000 / 3500 = 3,4
Значение показателя выше трёх говорит о том, что затраты на привлечение окупаются. Низкий показатель ― что реклама неэффективна, либо на каких-то этапах вы теряете клиентов. В этом случае придётся поискать проблемные точки: возможно, таргет настроен не на ту ЦА, сайт неудобен в использовании или долго прогружается, менеджер поздно перезванивает или неэффективно работает и т. д.
Один из основоположников юнит-экономики, Дэвид Скок, считает, что LTV должен быть выше CAC, как минимум, в три раза, но соотношение может меняться от отрасли к отрасли и в зависимости от рыночных условий.
Прежде всего нужно сравнить стоимость привлечения нового пользователя и выручки с него.
Если новые посетители тратят на ваши продукты меньше, чем вы потратили на их привлечение, это ведёт к убыткам. В этом случае можно провести ряд экспериментов: использовать техники повышения среднего чека, снизить себестоимость товара или услуги, изменить что-то в рекламной кампании ― возможно, проверить настройки на ЦА.
Если столько же ― реклама бесполезна, но, возможно, в дальнейшем выйдет в плюс. Для этого вам также стоит пересмотреть свои действия. Например, предложить специальные условия для тех, кто придёт к вам по рекламе, чтобы стимулировать их к покупкам.
Если больше ― всё хорошо, но вы также можете экспериментировать с сервисом, наполнением рекламной кампании и др.
Какие ошибки нередко допускают при подсчётах:
Чрезмерно обобщать направления деятельности/услуг бизнеса
Важно учитывать сезонность и уникальность ЦА. Например, продажи и привлечение клиентов для шиномонтажа осенью и в разгар лета будут разниться, так как шины меняют весной и осенью.
Не считать CAC по каналам продвижения
Если вы, например, используете таргет и рекламу у инфлюенсера, то стоимость привлечения покупателей, пришедших из разных каналов, тоже будет отличаться. С таргета к вам может прийти 300 клиентов, а от блогера ― 50, а заложите в бюджет одинаковую сумму на оплату и того, и другого.
Считать юнит-экономику в общем, а не по отдельным юнитам
Показатели нужно считать отдельно для каждого канала привлечения пользователей и конкретного сегмента клиентов. Например, нельзя считать доход на пользователя за месяц по данным продаж за три месяца.
Не учитывать расходы на рекламу или занижать их
Если не учитывать затраты, данные о прибыли будут завышены. В итоге бизнес окажется убыточным, а владелец поймёт это слишком поздно.
Важно помнить, что LTV считается на основе не валовой прибыли (разница между выручкой и затратами на производство), а выручки.
Главное — правильно интерпретировать результаты расчётов и суметь сделать верные выводы, а затем повысить эффективность бизнеса, исходя из расчётов.
Для расчёта LTV для нового продукта или услуги нужно обладать достаточным количеством данных по стоимости привлечения ЦА и грамотно спрогнозировать количество пользователей по периодам. Если своих данных у бизнеса пока нет, можно посмотреть показатели прямых конкурентов или значения по схожим продуктам/услугам на рынке.
Юнит-экономика — это расчёт прибыльности базовой единицы (клиента или сделки) бизнеса.
Юнит-экономика делится на клиентскую (для любого типа бизнеса) и транзакционную (преимущественно для офлайн-бизнеса).
При расчёте юнит-экономики важно смотреть на разницу между вложениями и итоговым результатом. Если вложения превышают результат, нужно что-то предпринимать.
Автор: Валерия